Саморазвитие

Меню сайта
Категории раздела
Как общаться с ребёнком [11]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Искусство быть родителем » Как общаться с ребёнком

Что нам мешает слушать ребёнка

Что нам мешает слушать ребёнка


Как уже упоминалось, беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры.

Психологи выделили целых двенадцать типов традиционных родительских высказываний – настоящих помех на пути активного слушания. Давайте познакомимся с ними, а также с тем, что слышат в них дети.

1. Приказы, команды: «сейчас же перестань!», «убери!», «вынеси ведро!», «быстро в кровать!», «чтобы больше я этого не слышал!». В этих категоричных фразах ребёнок чувствует неуважение к его самостоятельности, они вызывают чувство бесправия, а то и брошенности «в беде».В ответ дети обычно сопротивляются, упрямятся, «бурчат», обижаются.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «если ты не прекратишь плакать, я уйду», «смотри, как бы не стало хуже», «ещё раз это повторится, и я возьмусь за ремень», «не придёшь вовремя, пеняй на себя».

Угрозы бессмысленны, если у ребёнка сейчас неприятное переживание, они лишь загоняют его в ещё больший тупик. В результате Вы реагируете ещё большим «закручиванием гаек», следующей угрозой, окриком.

Угрозы и предупреждения плохи ещё и тем, что при частом их повторении, ребёнок перестаёт на них реагировать, тогда некоторые родители переходят от слов к делу и быстро проходят путь от слабых наказаний к более жестким, а порой и жестоким.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «ты обязан вести себя, как подобает», «каждый человек должен трудиться», «ты должен уважать взрослых».

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всё вместе взятое.

Дело в том, что моральные устои и нравственное поведение воспитываются в детях не словами, а атмосферой в доме, примером взрослых, прежде всего родителей.

4. Советы, готовые решения: «а ты возьми и скажи…», «нужно пойти и извиниться», «я бы на твоём месте дал сдачи».

Дети не склонны прислушиваться к нашим советам, иногда против них открыто восстают. Ведь и нам, взрослым, не всегда приятны чужие советы, а дети гораздо чувствительнее нас. Часто дети сами приходят к тому, что мы им перед этим пытались советовать. Но им важно самим принять решение – это их путь к самостоятельности.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, лекции: «пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «сколько раз тебе говорила! Не послушалась – пеняй на себя!».

                                       

И здесь дети отвечают: «отстань», «сколько можно», «хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает «смысловой барьер» или «психологическая глухота».

6. Критика, выговоры, обвинения: «опять всё сделала не так!», «всё из-за тебя!», «зря я на тебя понадеялась», «вечно ты!..».

Никакой воспитательной роли такие фразы сыграть не могут. они вызывают у детей либо активную защиту (ответное нападение, отрицание, озлобление), либо уныние, подавленность, разочарование в себе и своих отношениях с родителями. В этом случае у ребёнка формируется низкая самооценка, что порождает новые проблемы.

7. Похвала: «ты у нас самая красивая (способная, умная), «молодец, ты такой храбрый!».

Есть очень тонкое, но важное различие межу похвалой и одобрением (поощрением). В похвале всегда есть элемент оценки. Чем она плоха? Во-первых, когда родитель часто хвалит, ребёнок скоро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Во-вторых, ребёнок может стать зависимым от похвалы, ждать, искать её. Лучше сказать «Я рада, что ты так сделал», а не «Ты – молодец!».

8. Обзывание, высмеивание: «плакса-вакса», «не будь лапшой», «ну просто дубина», «какой же ты лентяй».

Всё это лучший способ оттолкнуть ребёнка и помочь ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются.

9. Догадки, интерпретации: «я знаю, это всё из-за того, что ты…», «небось опять подрался», «я вижу тебя насквозь».

За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

10. Выспрашивание, расследование: «нет, ты всё-таки скажи», «что же всё-таки случилось? Я всё равно узнаю».

Лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные. Вопрос звучит, как холодное любопытство, утвердительная фраза – как понимание и участие.

11. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания: «успокойся», «не обращай внимания», «перемелется, мука будет».

В этих фразах ребёнок слышит пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

12. Уход от разговора: «отстань!», «не до тебя», «вечно ты со своими жалобами!».

Очень важно научиться слышать собственные ошибки. Наши автоматические ответы (12 типов) - малоэффективный способ общения. В основе новых навыков (активного слушания и «Я-сообщений) лежат гуманистические принципы: уважение к личности ребёнка, признание его прав на собственные желания, чувства и ошибки, внимание к его заботам, отказ от родительской позиции «сверху».

Читать далее >>

Категория: Как общаться с ребёнком | Добавил: Gladiolus (13.09.2012)
Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz